1.5. СОПРОТИВЛЕНИЯ В МЕХАНИЗМАХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ПЕРИОДЫ НЕУСТАНОВИВШЕГОСЯ ДВИЖЕНИЯ

В механизмах грузоподъемных машин в периоды неустановившегося движения (пуск, торможение), кроме сопротивлений от статических нагрузок, действуют сопротивления и от динамических нагрузок, вызываемых инерцией вращающихся и поступательно движущихся масс.

Момент сил инерции (динамический момент) на валу двигателя (тормоза), возникающих в период пуска (т. е. разгона) механизма вследствие инерции покоя масс механизма или в период торможения механизма — вследствие инерции движения масс механизма, для равномерно ускоренного (замедленного) движения (Н·м)

                                                             (1.34)

где Iпр—динамический момент инерции эквивалентной системы, приведенный к валу двигателя (тормоза), кг·м2; п — частота вращения вала двигателя, мин-1; t — время пуска (торможения), с.

Момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы, приведенный к валу двигателя,

                                                     (1.35)

где — моменты инерции эквивалентной системы соответственно вращающихся и поступательно движущихся масс, приведенные к валу двигателя, кг·м2.

Для механизмов  подъема и передвижения момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя,

                                                (1.36)

где  — момент инерции эквивалентной системы вращающихся масс привода механизма крана, приведенный к валу двигателя, кг·м2; δ — коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс привода механизма (кроме ротора двигателя и муфты); δ=1,1...1,25; I – момент инерции ротора двигателя (Iр) и муфты (Iм), кг·м2, т. е. I= Iр + Iм; Iр — см. табл. III. 3.1, III. 3.2, III. 3.5 и III. 3.7. Iм ≈ (0,1...0,15)mD2; m, D — масса (кг) и наибольший диаметр муфты (м) —см. табл. 1.36 (меньшие значения Iм — для муфт с концентрацией массы ближе к оси ее вращения).

Для механизма изменения вылета наклоном стрелы момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя,

                                              (1.37)

где  — момент инерции вращающихся (поворачивающихся) масс стрелы и груза, приведенный к валу двигателя, кг·м2; при пуске

                                                    (1.38)

при торможении

                                                   (1.39)

— момент инерции вращающихся масс стрелы и груза относительно оси вращения стрелы, кг·м2:

                                                   (1.40)

 — момент инерции вращающейся массы наклоненной стрелы, кг·м2:

                                                (1.41)

 — момент инерции массы груза при наклоне стрелы, кг·м2:

                                                          (1.42)

Q — масса груза, кг; R — вылет стрелы, м; тс — масса стрелы, кг; r — расстояние от оси вращения крана до оси пяты стрелы, м (см. рис. 1.3); и — передаточное число привода механизма; η — КПД механизма.

Для механизма поворота крана момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя,

                                             (1.43)

где  — момент инерции эквивалентной системы вращающихся масс поворотной платформы, башни, противовеса с противовесной консолью, стрелы и груза, приведенный к валу двигателя, кг·м2:

при пуске

                                                    (1.44)

при торможении

                                                  (1.45)

 

 

— момент инерции вращающихся масс платформы, противовеса (с противовесной консолью), башни, стрелы и груза, относительно оси вращения платформы, кг·м2:

                               (1.46)

— момент инерции вращающейся массы платформы, кг·м2; при совпадении центра тяжести масс платформы (имеющей форму, близкую к форме круга) с осью вращения крана можно принять

                                        (1.47)

— наружный диаметр платформы, м; при несовпадении центра тяжести масс платформы с осью вращения крана (рис. 1.3) можно принять

                                                   (1.48)

— момент инерции вращающейся массы противовеса (включая противовесную консоль), кг·м2:

                                                  (1.49)

— момент инерции вращающейся массы башни, кг·м2; при совпадении центра тяжести масс башни (имеющей форму, близкую к форме квадрата) с осью вращения крана можно принять

                                               (1.50)

при несовпадении центра тяжести масс башни с осью вращения крана (рис. 1.3)

                                                     (1.51)

— масса соответственно поворотной платформы, противовеса (включая противовесную консоль), башни, кг; — расстояние от оси вращения крана до центра тяжести соответственно платформы, противовеса, башни (см. рис. 1.3), м; b — длина стороны квадратного поперечного сечения башни, м.

Момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы поступательно движущихся масс механизма подъема груза, приведенный к валу двигателя,

при пуске

                                       (1.52)

при торможении

                                       (1.53)

где υ — скорость перемещения груза (крана, тележки), м/с.

Момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы поступательно движущихся масс крана (тележки) и груза при передвижении крана (тележки), приведенный к валу двигателя,

при пуске

                                       (1.54)

при торможении без груза

                                       (1.55)

где т — масса крана  (тележки), кг; υ — скорость перемещения груза (крана, тележки), м/с.

Передаточное число привода механизма поворота

                                                          (1.56)

где — частота вращения поворотной платформы, мин-1. Передаточное число привода механизма изменения вылета

                                                            (1.57)

где пс — частота вращения (наклонения) стрелы  при  изменении вылета, мин-1,

                                                      (1.58)

θс — угол между крайними положениями наклонной стрелы, рад; tс — время поворота стрелы из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее положение, с (табл. 1.19...1.21).

Момент сил инерции (Н·м) системы на валу двигателя

а) для механизма подъема груза:

при пуске

                                            (1.59)

Табл. 1.19. Ориентировочное время пуска и торможения механизмов подъема и передвижения крана

Наименование механизма

Время, с

пуска

торможения

Механизм подъема груза при скоростях подъема груза:

менее 0,2 м/с

1...2

1,0

более 0,2 м/с

1...2

1,5

Механизм передвижения:

крана

5...8

 

тележки

1,5…5

 

 

                                                                                   

     

 

 

 

 

 

Табл. 1.20. Ориентировочное время пуска и торможения механизма изменения вылета наклоном стрелы

Наклон стрелы

Время, с

пуска

торможения

Минимальный

Не менее 1

Не более 6

Максимальный

Не более 5

1,5...5

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 1.21. Рекомендуемое время пуска и торможения механизма поворота

Максимальный вылет стрелы, м

Время, с

пуска, не менее

торможения, не более

5

1

4

10

2,5

8

15

4

10

20

8

15

25

8

25

30

10

30

 

при торможении

                                                    (1.60)

где tт, tт — время пуска и торможения механизма, с;

б) для механизма передвижения крана (тележки):

при пуске

                                                 (1.61)

при торможении без груза

                                                   (1.62)

в) для механизма изменения вылета наклоном стрелы:

при пуске

                                                  (1.63)

при торможении

                                                  (1.64)

г) для механизма поворота крана:

при пуске

                                                 (1.65)

при торможении

                                               (1.66)

При определении момента сил инерции системы па валу тормоза в режиме торможения для случал, когда тормоз установлен не на валу двигателя, следует правые части формул (1.60), (1.62), (1.64), (1.66) умножить на и'тη'т, где и'т — передаточное число между валом двигателя и валом тормоза; η'тКПД этой части передач.

Фактическое время пуска и торможения механизмов должно соответствовать рекомендациям табл. 1.19...1.21.

У механизма подъема груза фактическое время (с):

пуска при подъеме груза

                                 (1.67, а)

пуска при опускании груза

                                 (1.67, б)

торможения при опускании

                                         (1.68)

У механизма передвижения крана (тележки) фактическое время (с):

пуска

                                   (1.69)

торможения без груза

                                     (1.70)

У механизма изменения вылета наклоном стрелы  фактическое время, с:                                                             

пуска

                                   (1.71)

торможения

                                   (1.72)

У механизма поворота фактическое время, с:

пуски

                                   (1.73)

торможения

                                      (1.74)

где Тср.п — средний пусковой момент двигателя, Н·м [см. (1.89).и (1.90)]; Тс, Тст — момент статического сопротивления соответственно на валу двигателя при пуске [см. (1.27)...(1.32)] и на валу тормоза при торможении механизма, Н·м [см. (2.37), (2.46)] и пояснения к (2.86)]; Тт — тормозной момент по [см. (1.79), (2.38) и (2.86)].                                                                          

Время торможения механизмов подъема и передвижения крана при равномерно замедленном движении из условия обеспечения допускаемой длины пути торможения, с,

                                                               (1.75)

где s —длина пути груза (ходовых колес) при торможении механизма (табл. 1.22, 1.23), м; υ — скорость механизма, м/с.

Время пуска (торможения) механизма поворота крана, исходя из допускаемого при этом угла поворота (с),

                                                               (1.76)

где [β] — наибольший допускаемый угол поворота крана при пуске [см. (1.56)],   мин-1.   Время   t   должна   соответствовать   данным табл. 1.21.

Момент (Н·м) на валу двигателя, необходимый для привода механизма грузоподъемной машины при пуске

                                                  (1.77)

Расчетный момент на валу тормоза, необходимый для затормаживания механизма грузоподъемной машины: подъема груза (при опускании груза) и изменения вылета (при опускании стрелы),

                                                    (1.78)

передвижения и поворота

                                                    (1.79)

где  —момент сил инерции на валу двигателя   при  торможении [см. (1.60), (1.62), (1.64), (1.66)].

Ускорение (замедление) механизма (м/с2)

                                                        (1.80)

Табл. 1.22. Наибольшая   допускаемая длина пути торможения механизма подъема груза

Режим работы механизма

Длина пути торможения s, м

Легкий

υ/2

Средний

υ/1,7

Тяжелый

υ/1,3

 

Табл. 1.23. Рекомендуемая минимальная длина пути торможения механизма передвижения моста (тележки) мостового крана

Отношение числа затормаживаемых ходовых колес к общему их количеству, %

Длина пути торможения S, м

25

(2υ2)/k

50

υ2/k

100

υ2/2k

 

Примечание. При коэффициенте сцепления φ=0,2 (работа в помещении) k=l,5, при φ=0,12 (работа на открытом воздухе) k=0,9.

 

Табл. 1.24. Наибольший допускаемый угол поворота поворотной части крана при пуске (торможении)

Режим работы

Угол поворота крана [β], град

Легкий

15

Средний

20

Тяжелый

30

 

Допускаемое ускорение   (замедление)   механизмов приводится в табл. 1.25, 1.26.

 

Табл. 1.25. Наибольшие допускаемые ускорения (замедления) [а] механизмов подъема

Назначение крана

[а], м/с2

Краны монтажные

0,1

Краны для подъема жидкого и раскаленного металла

0,1…0,2

Краны машиностроительных заводов

0,2

Краны грейферные

0,8

Краны для перегрузки массовых насыпных грузов

0,6…0,8

 

Табл. 1.26. Наибольшие допускаемые ускорения и замедления [а] механизмов передвижения кранов с гибким подвесом груза по условиям технологического процесса [1]

Назначение крана

[а], м/с2, при грузоподъемности, т

до 3,2

3,2…12,5

свыше 12,5

Перегрузка штучных грузов:

с ручной строповкой

0,20

0,15

0,10

с помощью приводного захвата

0,10

0,10

0,10

Перегрузка насыпных грузов с помощью грейфера

0,25

0,25

0,25

Монтажные работы

0,10

0,07

0,05

Транспортировка жидкого металла

0,10

0,10

0,10

 

 

 

Табл. 1.27. Наименьшие допускаемые значения коэффициента запаса сцепления kφ

Условия работы крана

Коэффициент запаса сцепления

Нормальная работа:

без ветровой нагрузки

1,2

с ветровой нагрузкой

1,1

Работа в случае отказа  одного и более двигателей:

без ветровой нагрузки

1,1

с ветровой нагрузкой

1,05

 

Максимально допустимое ускорение крана (тележки) по условию сцепления колес с рельсами

                           (1.81)

Табл. 1.28. Значения коэффициента трения качения ходовых колес, по рельсам

Форма сечения рельса

Коэффициент трения,  м,  при диаметре ходового колеса,  мм

200…300

400…500

630…710

800

С плоской головкой

0,0003

0,0005

0,0006

0,0007

С выпуклой головкой

0,0004

0,0006

0,0008

0,0010

 

Табл. 1.20. Рекомендуемые диаметры ходовых колес для мостовых крапов

Грузоподъемность крана, т

Диаметры колес, мм

крановой тележки

моста

5

250

500

10

360

630

15

360

710

 

Максимально допустимое замедление крана (тележки) по условию сцепления колес с рельсами

                           (1.82)

где zпр — число приводных ходовых колес; z — общее число ходовых колес; φ — коэффициент сцепления ходовых колес с рельсами: при работе в помещении φ = 0,15, при работе на открытом воздухе φ = 0,12, при работе с песочницами φ = 0,2; kφ — коэффициент запаса сцепления (табл. 1.27); f — коэффициент трения (приведенный к цапфе вала) в подшипниках опор вала ходового колеса (см. ниже); μ— коэффициент трения (плечо реактивной силы) качения ходовых колес по рельсам (табл. 1.28), м; dк — диаметр цапфы вала (оси) ходового колеса, м: для подшипников качения средний диаметр цапфы dк= (0,2...0,25)Dк, Dк — диаметр ходового колеса (для конического колеса — средний диаметр), см. табл. 1.29, м; kр — коэффициент, учитывающий, дополнительные сопротивления от трения реборд ходовых колес и торцов ступиц колеса: для подшипников скольжения kp= 1,2...1,8; для подшипников качения kp = 2,0...2,5; Fр — ветровая нагрузка на кран в рабочем состоянии [формула (1.26)], Н; m — масса крана (тележки), кг; g — ускорение свободного падения: g = 9,81 м/с2.

При расчете механизма передвижения крана (тележки) принимают: 1) коэффициент трения в подшипниках скольжения: открытого типа fс = 0,10, буксы с жидкой смазкой fс = 0,08; 2) коэффициент трения в подшипниках качения: шариковых и роликовых fк =0,015, конических fк =0,02.