4.2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТРАНСПОРТИРУЕМЫХ ГРУЗОВ

Грузы делятся на насыпные и штучные.
Основными свойствами насыпных грузов являются: гранулометрический состав, плотность, влажность, угол естественного откоса, абразивность, липкость, слеживаемость, смерзаемость, сопротивление перемещению относительно твердых поверхностей. Грануло-метрический состав характеризуется кусковатостью, количественным распределением частиц груза по их крупности. Характеристика свойств насыпных грузов приведена в табл. 4.1.
Коэффициент однородности размеров частиц груза
 

где amax, аmin — соответственно наибольший и наименьший размер частицы.                                                                                              При kо>2,5 груз считается рядовым, при kо<2,5 — сортированным. Куски груза размером от 0,8аmax до аmах составляют группу наибольших кусков. Размер типичного куска прини-мается:
а)   для   рядового   материала  при  массе  группы  наибольших кусков меньше 10 °/о мас-сы пробы
а'=0,8аmах;                                          (4.2)
б)   для рядового материала при массе группы наибольших кусков больше 10 % массы пробы
а'=аmах                                           (4.3 )
в) для сортированного материала
                                       (4.4)
Плотность насыпного груза — отношение массы материала к занимаемому им объему. Различают плотность при свободной насыпке (плотность насыпная)   и уплотненного насыпного груза  у.
Коэффициент уплотнения насыпного груза
 .                             (4.5)
По плотности насыпные грузы классифицируются на: легкие — при плотности менее 0,6 т/м3; средние —0,6...1,1 т/м3; тяжелые — 1,2...2,0 т/м3; весьма тяжелые— более 2,0 т/м3.
 Угол естественного откоса — угол между поверхностью свободного откоса насыпного груза и горизонтальной плоскостью. Различают углы естественного откоса насыпного груза в со-стоянии: покоя груза—  и движения — д.

Приближенно принимают
                         (4.6)
Для вибрационных и инерционных конвейеров  д=0. Угол естественного   откоса   характе-ризует   подвижность   частиц  груза.
Истирающей способностью (абразивностью) насыпных грузов называется свойство их частиц истирать во время движения соприкасающиеся с ними поверхности. По степени абразивности насыпные грузы делятся на группы: А — неабразивные; В — мало-абразивные,  С — средне-абразивные; D — высокоабразивные.
Табл. 4,2. Классификация насыпных грузов по крупноста кусков
Наименование,груза        Размер типичных кусков, мм    Примеры грузов
Особо крупнокусковой Крупнокус-ковой    
Среднекусковой
Мелкокусковой
Крупнозернистый
Мелкозернистый   
Порошкообразный
Пылевидный    а '>320
 320>а'>160 160>а'>60
60>а'>10
10>а'>2
2>а'>0,5 0,5>а'>0,005 0,05>а'    Камни при добыче взрывом Руда
Каменный уголь
Щебень
Гравий мелкий
Песок крупный
Песок мелкий
Цемент
Слеживаемость насыпных грузов — свойство многих грузов терять подвижность сво-их частиц при длительном нахождении этих грузов в покое.
Сопротивление перемещению насыпных грузов относительно поверхностей твердых тел характеризуется коэффициентами трения этих грузов (в состоянии покоя груза — fo, в со-стоянии движения груза — fд):
fn (0,7...0,9)f0;                     (4.7)
                               (4.8)
где  — угол трения.
Штучными называются грузы, которые транспортируются штуками или группами. Различают непосредственно штучные и тарные грузы. Тарные грузы — насыпные или штуч-ные грузы, помещённые в тару (ящики, бочки, мешки и др.). Размеры тары стандартизованы.