1.1. ПАРАМЕТРЫ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Раздел  I.  ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ

 

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

1.1. ПАРАМЕТРЫ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

 

Основными параметрами грузоподъемных крапов являются: грузоподъемность, скорость движения механизмов (перемещения груза, передвижения крана и тележки, изменения вылета, поворота), высота подъема, вылет, пролет.

Номинальная (максимальная) грузоподъемность крана соответствует максимально допустимой массе поднимаемого и перемещаемого груза, включая массу грейфера, кюбеля, бадьи, грузового магнита, траверсы и других грузозахватных приспособлений, подвешиваемых на крюк крана. Масса крюковой подвески в грузоподъемность крана не включается.

Номинальная грузоподъемность крана с переменным вылетом относится к минимальному вылету, указанному в паспорте.

Вылет крана — это расстояние от оси вращения поворотной части стрелового крана до оси его грузозахватного органа.

Пролет крана — горизонтальное расстояние между осями рельсов кранового пути кранов пролетного типа (мостовых, козловых и др.).

Ниже приводятся значения основных параметров грузоподъемных кранов (табл. 1.1...1.6).

Табл. 1.1. Грузоподъемность кранов (по ГОСТ 1575—81), т

0,01

0,1

1

10

100

1000

-

-

-

-

112

1120

0,0125

0,125

1,25

12,5

125

1250

-

-

-

-

140

-

0,016

0,16

1,6

16

160

-

-

-

-

-

180

-

0,02

0,2

2

20

200

-

-

-

-

-

225

-

0,025

0,25

2,5

25

250

-

-

-

-

-

280

-

0,032

0,32

3,2

32

320

-

-

-

-

-

360

-

0,04

0,4

4

40

400

-

-

-

-

-

450

-

0,05

0,5

5

50

500

-

-

-

-

-

560

-

0,063

0,63

6,3

63

630

-

-

-

-

-

710

-

0,08

0,8

8

80

800

-

-

-

-

-

900

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Табл. 1.2. Номинальная скорость                                 Табл. 1.3. Номинальная частота

                грузоподъемных кранов с гибкой                      вращения поворотной части грузоподъемных

подвеской грузозахватного органа (по                                         кранов (по ГОСТ 1575—81), с-1

ГОСТ 1575—81), м/с

-

0,01

0,1

1,0

10

 -

0,0125

0,125

1,25

12,5

-

0,016

0,16

1,6

-

-

0,02

0,2

2

-

-

0,025

0,25

2,5

-

0,0032

0,032

0,32

3,2

-

0,004

0,04

0,4

4

-

0,005

0,05

0,5

5

-

0,0063

0,063

0,63

6,3

-

0,008

0,08

0,8

8

-

-

0,01

0,1

-

0,0125

0,125

-

0,016

0,16

-

0,02

0,2

-

0,025

0,25

0,0032

0,032

0,32

0,004

0,04

-

0,005

0,05

-

0,0063

0,063

-

0,008

0,08

-

 

Табл. 1.4. Номинальная высота   подъема                        Табл. 1.5.   Вылет стрелы грузоподъемных

 грузоподъемных кранов с гибкой  подвеской                        кранов (по ГОСТ   1575—81), м

                 грузозахватного органа

                 (по ГОСТ  1575 – 81), м

-

1

10

100

-

-

11,2

112

-

1,25

12,5

125

-

-

14

140

-

1,6

16

160

-

-

18

180

-

2

20

200

-

-

22,4

224

-

2,5

25

250

-

-

28

-

-

3,2

32

-

-

-

36

-

-

4

40

-

-

-

45

-

0,5

5

50

-

-

-

56

-

0,63

6,3

63

-

-

-

71

-

0,08

8

80

-

-

9

90

-

-

10

100

-

11,2

-

-

12,5

-

-

14

-

1,6

16

-

1,8

18

-

2

20

-

2,24

22,4

-

2,5

25

-

2,8

28

-

3,2

32

-

3,6

36

-

4

40

-

4,5

45

-

5

50

-

5,6

56

-

6,3

63

-

7,1

71

-

8

80

-

9

90

-

 

СТ СЭВ 2077—80 установлены шесть групп режимов работы механизмов грузоподъемных кранов в зависимости от классов их использования по времени и по нагружению (табл. 1.7).

Примечания: 1. Время работы механизма — время, в течение которого данный механизм находится в действии (движении).

  1. Коэффициент нагружения механизма

 

где Fi — нагрузка, действующая на механизм (сила, момент) за период времени ti ; Fmax — наибольшая нагрузка (сила, момент), определяемая с учетом всех факторов, действующих на механизм в течение рабочего цикла; ti — продолжительность действия нагрузки Fi ; Σti — суммарное время действия нагрузок на механизм.

  1. Группа режима работы механизмов подъема груза и стрелы кранов, транспортирующих расплавленный металл или шлак, ядовитые вещества и другие опасные грузы, должна быть, не менее пятой, за исключением группы режима работы самоходных стреловых кранов, для которых она должна быть не менее третьей. Это требование не распространяется на механизмы вспомогательного подъема, если они не принимают участия в транспортировании вышеперечисленных грузов.

Качественная характеристика класса нагружения: В1 — работа при нагрузках, значительно меньших номинальной и в редких случаях с номинальной нагрузкой; В2 — работа при средних и номинальных нагрузках; В3 — работа преимущественно при номинальных и близких к номинальным нагрузках; В4 — постоянная работа при номинальных и близких к номинальным нагрузках.

Табл. 1.6. Пролет мостовых кранов (по ГОСТ 534—78), м

Пролеты зданий

Пролеты кранов для групп

1

2

3

проходы вдоль крановых путей

есть

нет

6

-

4,5

-

-

9

-

7,5

-

-

12

10

10,5

10

9,5

(15)

(13)

(13,5)

(13)

(12,5)

18

16

16,5

16

15,5

(21)

(19)

(19,5)

(19)

(18,5)

24

22

22,5

22

21,5

(27)

(25)

(25,5)

(25)

(24,5)

30

28

28,5

28

27,5

(33)

(31)

(31,5)

(31)

(30,5)

36

34

34,5

34

33,5

 

Примечания:   1. Группы мостовых кранов: первая — при грузоподъемности менее 50 т; вторая — 63...125 т; третья — более 125 т.

  1. Пролеты, указанные в скобках, не рекомендуются.

 

Табл. 1.7. Группы режимов работы механизмов грузоподъемных кранов

Класс использования

Группа режима работы механизмов для класса нагружения

обозначение

общее время

работы, ч

В 1

(К≤0,125)

В2

(0,125<К≤0,25)

В 3

(0,25<К≤0,50)

В 4

(0,50<К<1,00)

А0

800

1

1

1

2

А1

1600

1

1

2

3

А2

3200

1

2

3

4

А3

6300

2

3

4

5

А4

12500

3

4

5

6

А5

25000

4

5

6

6

А6

50000

5

6

6

6

 

При отсутствии необходимых данных группу режима работы механизма допускается устанавливать по табл. 1.8.

Правилами Госгортехнадзора в зависимости от условий эксплуатации   установлены  следующие   режимы   работы  кранов:

 

 

 

 

Табл. 1.8. Группы режимов работы механизмов грузоподъемных кранов по СТ СЭВ 2077—80

Вид крана, его наименование и назначение

 

Группа режима работы для механизма

главного

подъема

вспомогательного

подъема

передвижения тележки (тали)

передвижения крана

поворота

изменения вылета

прочего

1

2

3

4

5

6

7

8

Краны мостового типа1

Крюковой кран:

с ручным приводом

1

1

1

1

1

1

1

подвесной:

общего назначения

3

-

3

3

-

-

-

редкого использования

2

-

2

2

-

-

-

для литейного цеха

42

-

3

3

-

-

-

с моторным грейфером

4

-

3

3

-

-

-

одно- и двухбалочный с

электрической талью:

общего назначения  

3

-

3

3

-

-

-

редкого использования

3

-

2

2

-

-

-

для литейного цеха  

42

-

3

3

-

-

-

с моторным грейфером

4

-

3

3

-

-

-

монтажный, ремонтный:

для монтажа,   ремонта и

обслуживания машинных залов

3

3

2

2

-

-

-

монтажный строительный

3

3

3

2

-

-

-

общего назначения:

для работ в цехах и

складах промышленных

предприятий

4

4

4

4

-

-

-

то же в случае редкого

использования

3

3

3

3

-

-

-

для литейного цеха

5

42

4

4

-

-

-

для обслуживания

технологического процесса

при постоянной эксплуатации

5

4

4

5

-

-

-

то же, если тележка пере-

двигается чаще, чем кран

5

4

5

4

-

-

-

с приводным захватом,

подвешенным к крюку крана,

с вакуумным подъемником

или моторным грейфером

5

-

5

5

-

-

-

то же при редком

использовании

4

-

4

4

-

-

-

Грейферный кран:

при непрерывной эксплуатации

6

-

5

6

-

-

63

то же, если тележка пере-

двигается чаще, чем кран

6

-

6

5

-

-

63

при эксплуатации с перерывами

5

-

5

5

-

-

53

то же при редком

использовании

4

-

4

4

-

-

43

Магнитный кран:

при непрерывной эксплуатации

6

4

6

6

-

-

-

при редком использовании

4

4

4

4

-

-

-

Ваграночный шихтовый кран

6

-

6

5

5

-

54

Копровый кран

6

-

6

6

-

-

-

Литейный кран:

5

5

5

5

-

-

-

вспомогательная тележка

работающая на кране

-

4

4

-

-

-

-

Контейнерный кран:

5

-

4

4

4

-

45

то же, если тележка пере-

двигается чаще, чем кран

5

-

5

4

4

-

45

в случае редкого использования

4

-

4

3

4

-

45

Козловой и полукозловой краны:

крюковой для монтажных

работ

3

-

3

3

3

-

-

то же для перегрузочных работ

5

-

5

4

5

-

-

грейферный при непрерывной

эксплуатации

6

-

5

5

5

-

63

то же при   эксплуатации с

перерывами

5

-

4

4

5

-

53

Краны стрелового типа

Самоходный:

крюковой, общего назначения

грузоподъемностью до 16 т

4

3

-

-

4

3

36

то же грузоподъемностью более

16 т

3

3

-

-

4

3

36

для работы с грейфером

5

4

-

-

5

4

53

для перегрузки контейнеров

5

-

-

-

4

3

46

Башенный кран:

для строительных и монтажных

работ

4

3

3

3

3

3

27

для подачи бетона в гид-

ротехническом строительстве

5

3

4

3

4

3

37

Мачтовый кран:

вантовый

3

3

-

-

3

3

-

жестконогий

4

3

-

-

4

3

-

Консольные краны

На колонне:

общего назначения

4

-

3

-

3

-

-

при редком использовании

3

-

2

-

2

-

-

Настенный:

общего назначения

3

-

3

-

3

-

-

при редком использовании

2

-

2

-

2

-

-

Передвижной:

4

-

3

4

3

-

-

для литейного цеха

5

-

4

4

3

-

-

 

1 Терминология соответствует СТ СЭВ 723—77. 2 При транспортировании раскаленного или расплавленного металла группа механизма должна быть пятая. 3 Механизм замыкания грейфера. 4 Замыкающий механизм кюбеля. 5 Устройство для захвата контейнера (спредер). 6 Механизм выдвижения стрелы. 7 Монтажная лебедка у самомонтирующихся кранов.

 

с ручным приводом — Р; с машинным приводом: легкий — Л, средний — С, тяжелый — Т, весьма тяжелый — ВТ.

Режим работы определяется для каждого механизма в отдельности. Режим работы крана в целом устанавливается по режиму работы механизма главного подъема.

В правилах Госгортехнадзора [11] приводится таблица режимов работы механизмов кранов. Режим работы механизма крана характеризуется [1] коэффициентами использования механизма по грузоподъемности и по времени (в течение года, суток и относительной продолжительности включения) согласно табл. 1.9.

 

 

 

Табл.  1.9. Режимы работы механизмов кранов

Режим работы механизма

 

Среднее допускаемое значение коэффициента использования механизма

по грузоподъемности Кг

по времени

в течение года Кгод

в течение суток Кс

относительная продолжительность включения ПВ, %

Легкий

0,25…1,0

Нерегулярная работа

-

15

Средний

0,75

0,5

0,33

25

Тяжелый

0,75…1,0

1,0

0,66

40

Весьма тяжелый

1,0

1,0

1,0

40

 

Коэффициент использования механизма по грузоподъемности:

1)   для механизма подъема груза

                                                        (1.1)

2)   для механизма передвижения и поворота

                                         (1.2)

где Q — средняя масса поднимаемого груза и грузозахватных устройств за смену;  Qном — номинальная грузоподъемность; т — масса перемещаемой конструкции. Коэффициент использования механизма в течение года  при числе дней  работы механизма в году Тгод

                                                  (1.3)

Коэффициент использования механизма в течение суток при числе часов работы механизма в течение суток Тс

                                                     (1.4)

Относительная   продолжительность   (в  процентах)   включения (интенсивность использования механизма)

                                                (1.5)

где Σti — продолжительность работы механизма в течение периода времени Т, мин;  Т — продолжительность периода: для механизмов Т = 60 мин, для электрооборудования  Т = 10 мин.

РТМ 24.090.29—77 рекомендует следующее соответствие групп режимов работы механизмов подъема грузоподъемных кранов по СТ СЭВ 2077—80 и режимов их работы по правилам Госгортехнадзора:

 

группа режима работы

режим работы

1, 2, 3

Л

4

С

5

Т

6

ВТ